Дистанционное обучение

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении образовательной деятельности с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
в МБОУ «Аргуновская ОШ № 11»
Положение о дистанционном обучении (1)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — Положение)
устанавливает порядок реализации в МБОУ «Аргуновская ОШ № 11» (далее — Школа) основных,
адаптированных и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2. Основные понятия и сокращения, используемые в настоящем Положении:
1.2.1. Электронное обучение (далее — ЭО) — организация образовательной деятельности с применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации
и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
1.2.2. Дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) — образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Формы
ДОТ: дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное обучение с использованием систем
дистанционного обучения; учебные сетевые проекты; оп-Ыпе тестирование; интернет-уроки; надомное
обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; облачные сервисы, социальные сети и т.д.
1.2.3. Система дистанционного обучения — информационная система, предназначенная для
планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в Школе.
1.3. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от ,23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
— Устав Школы.
1.4. К основным направлениям внедрения ЭО и ДОТ в Школе относятся:
— реализация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— дистанционное обучение детей, находящихся на длительном домашнем обучении по состоянию
здоровья, в период длительных поездок обучающихся на соревнования;
— дистанционная поддержка одаренных детей, вовлечение обучающихся в работу сетевых
учебных проектов, дистанционных олимпиад, конференций, конкурсов;
— реализация дополнительных общеобразовательных программ; расширение образовательных
услуг, предоставляемых Школой;
— обеспечение доступного образования в условиях введения комплекса ограничительных и
режимных противоэпидемических мероприятий (карантина), при невозможности посещения занятий
по причине погодных явлений.
2. Цели и задачи использования ЭО и ДОТ
2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление обучающимся возможности
освоения образовательных программ общего образования непосредственно по месту жительства
обучающегося или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для
обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении
материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Целью использования ЭО и ДОТ в образовательной деятельности Школы является обеспечение
доступности образования, повышение качества подготовки обучающихся путем сочетания
традиционных технологий обучения с ЭО и ДОТ, развитие инновационных образовательных
технологий.
2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач:
— повышению эффективности организации образовательных отношений;
— повышению доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать
выбранные обучающимися общеобразовательные дисциплины на профильном уровне;
— повышению эффективности деятельности Школы за счет возможности организации сетевой
модели взаимодействия с другими образовательными организациями;
— повышению качества образования в соответствии с интересами, способностями и
потребностями обучающихся;
— повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы
обучающихся;
повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и
коммуникационных технологий;
созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
— созданию условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области
образования без отрыва от основной учебы;
— открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательной деятельное™ в
любое удобное для обучающегося время.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются;
принцип доступности; выражается в предоставлении всем обучающимся возможности
освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного
пребывания;
принцип системности: определяет всю организацию, включая проектирование обучения,
создание системы средств обучения (учебно-методическое обеспечение) и организацию самой
познавательной деятельности;
принцип учета специфики предметной области обучения и контингента обучаемых: определяет
особенности разработки дистанционного курса для разной аудитории обучаемых: формы подачи и
величину теоретического и практического материала, использование игровых форм, различных
средств телекоммуникаций, проектной деятельности, наглядных схем, таблиц, ссылок на источники
и г. д.;
принцип интерактивности: определяет взаимодействие участников педагогического
процесса с использованием дидактических свойств средств обучения;
принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического
обеспечения: определяет модульное построение содержания дистанционного курса, где каждый
модуль автономен, краток, открыт для развития в соответствии с потребностями и интересами
обучаемых, когда при организации образовательной деятельности с помощью педагогических
технологий создается гибкая система взаимодействия учащихся и учителя, смены различных видов
деятельности, диктуемой особенностью решаемой дидактической задачи;
принцип информационной и психологической безопасности: определяет необходимость
формирования критического мышления у участников педагогического процесса для преодоления
возможных трудностей и опасностей в информационном и психологическом плане при
взаимодействии преподавателя с группой обучаемых и обучаемых между собой;
принцип персонализации: выражается в создании условий (педагогических, организационных
и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
принцип адаптивности: позволяет легко использовать учебные материалы нового поколения,
содержащие цифровые образовательные ресурсы, что способствует сочетанию различных
дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения;
принцип модульности: позволяет использовать обучающимся и педагогическим работникам
необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для
реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип оперативности
и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
3. Организация образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательных отношений при реализации образовательных программ с
применением ЭО и ДОТ являются:
— сотрудники Школы (административные, педагогические, иные работники);
— обучающиеся;
— родители (законные представители).
3.2. Обучение с применением ЭО и ДОТ осуществляется как по отдельным учебным предметам и
курсам, включенным в учебный план Школы, так по всему комплексу предметов учебного плана.
3.3. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности:
— самостоятельное изучение учебного материала;
— учебные занятия (лекционные и практические);
— консультации;
— текущий контроль;
— промежуточная аттестация
— внеурочная деятельность
3.4. В ходе реализации образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ обучающийся и
учитель могут взаимодействовать следующим образом:
— синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом
(онлайн);
— асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (офлайн), а
учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной
деятельности.
3.4.1 ,В режиме онлайн-урока (онлайн-занятия):
3.4.1.1 время проведения онлайн-урока (онлайн-занятия) не более 30 минут;
3.4.1.2 урок (занятие) должен содержать четко поставленные цели и определенные результаты,
материал должен быть представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;
3.4.1.3 учитель (педагог дополнительного образования) предлагает разные виды заданий в
ходе урока (занятия) и для последующей самостоятельной работы дома (задания на рассуждения,
интерактивные задания, тренажеры и др.);
3.4.1.4 обязательно присутствует блок обратной связи, отложенной рефлексии через вопросы
(ответы) в чате, по электронной почте, где учитель (педагог дополнительного образования) выражает
свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайнконсультаций.
3.4.2. В режиме офлайн-урока (офлайн-занятия):
3.4.2.1. обучающиеся получают задание от учителя (классного руководителя) через информационную
систему «Дневник.ру», СМС-сообщения, социальные сети, электронную почту (Е-таП), сайт Школы,
другие виды электронной связи по договоренности с классным руководителем и/или учителем с
указанием сроков его выполнения;
3.4.2.2. задания могут содержать ссылки на используемые при обучении цифровые образовательные
платформы, содержащие презентации к уроку, видео-уроки, демонстрационные и проверочные
онлайн — тесты, аудиозаписи, и т.п., а также подробные инструкции по выполнению заданий по
учебнику, письменных работ в тетради и др.
3.5. Выбор порядка взаимодействия определяется конкретными видами занятий, объемом курса и
техническими возможностями Школы и обучающегося.
3.6. Регламент организации электронного обучения:
3.6.1. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ осуществляется на основании
письменного заявления обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся (Приложение 1) и/или на основании приказа директора Школы об организации обучения
с применением указанных форм в соответствии с направлениями, указанными в пункте 1.4. настоящего
Положения.
3.6.2. Школа назначает ответственного за реализацию образовательных программ или их частей с
применением ЭО и ДОТ, формирует расписание занятий с использованием ЭО и ДОТ, отвечающее
совокупному объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СапПин.
3.6.3. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации
образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ посредством размещения
информации на официальном сайте Школы и в информационной системе «Дневник.ру».
3.6.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ Школа ведёт учет и
осуществляет хранение результатов образовательной деятельности и внутренний документооборот на
бумажном носителе и в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства
РФ.
3.7. При организации образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ в Школе используются
специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные
информационные источники сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) — в
соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными
особенностями обучающихся.
3.8. При переходе на обучение с использованием ЭО и ДОТ в случаях, указанных в абзаце шестом
п.1.4. Положения, для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых
отсутствует возможность организации для ребенка рабочего места с выходом в Интернет, педагогами
определяются индивидуальные задания для обучающихся с использованием учебников, оцениваются
их знания после окончания карантинного режима.
3.9. Школа:
3.9.1. устанавливает порядок и формы доступа обучающихся, педагогических работников к
используемым Школой информационным ресурсам при реализации образовательных программ с
использованием ЭО и ДОТ;
3.9.2. организует необходимую методическую поддержку обучающихся, родителей (законных
представителей) и работников Школы по вопросам организации обучения с использованием ЭО и ДОТ;
3.9.3. оказывает информационную поддержку обучающимся, родителям (законным представителям) и
работникам Школы, в том числе знакомит с необходимыми дистанционными ресурсами;
3.9.4. организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников для
обеспечения использования ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ;
3.10. Заместители директора по учебной и учебно-воспитательной работе:
3.10.1 обеспечивают подготовку педагогического состава для организации обучения с использованием
ДОТ и ЭО;
3.10.2 осуществляют контроль организации ознакомления всех участников образовательных
отношений с документами, регламентирующими организацию обучения с использованием ЭО и ДОТ;
3.10.3 обеспечивают представление и утверждение разрабатываемых УМК и дистанционных учебных
курсов;
3.10.4 обеспечивают своевременное обновление электронного контента информационнообразовательной среды;
3.10.5 организуют работу педагогов с учетом всех форм ЭО и ДОТ в соответствии с утвержденным
расписанием, планируют и оказывают педагогам учебно-методическую
поддержку.
В составе учебно-методического обеспечения могут быть использованы следующие виды
электронных образовательных материалов:
электронный образовательный материал: элемент содержания сценария урока по предмету
(текстовый блок, изображение, видео или аудиозапись, презентация учебного материала,
тестовое задание, а также иной элемент);
сценарий урока: подробное и полное изложение содержания и хода урока по предмету,
сформированное в электронном виде;
запись онлайн-урока: видеозаписи уроков, семинаров, практических работ;
комплексное образовательное приложение: образовательные игры, лаборатории,
практикумы, демонстрации, интерактивные задания и иные комплексные материалы,
процесс использования которых включает формирование достижений, уровней,
реализованные в виде ^еЬ-приложений и т.д;
3.10.6 организуют разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения
образовательных программ;
3.10.7 определяют совместно с педагогами систему организации учебной деятельности в период
дистанционного обучения: виды, количество работ, сроки получения заданий обучающимися и
предоставления ими выполненных работ и т.п.;
3.10.8 осуществляют контроль полноты выполнения образовательных программ, качество ведения
учебно-педагогической документации и качества обучения с использованием ДОТ и ЭО.
3.11. Координатор «Дневник.ру» отслеживает своевременность заполнения журнала педагогами,
осуществляет публикацию объявлений для родителей и обучающихся.
3.12. Педагоги:
3.12.1 информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации
образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, в том числе знакомят с
расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным
дисциплинам;
3.12.2 в соответствии с техническими возможностями осуществляют ЭО и ДОГ на базе электронных
ресурсов — информационной системы «Дневник.ру», сайта Школы или иной платформе с
использованием различных электронных образовательных ресурсов;
3.12.3 определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с
применением ЭО и ДОТ, в случае необходимости, вносят изменения в рабочие программы;
3.12.4 осуществляют формирование материалов для организации и проведения образовательной
деятельности с использованием ЭО и ДОТ (интернет-уроки, вебинары, онлайн-задания, задания для
отправки по электронной почте, облачные сервисы, СДО и т.п.);
3.12.5 составляют индивидуальный образовательный маршрут учащегося, планируют и оказывают
обучающимся учебно-методическую помощь;
3.12.6 организуют разнообразные формы работы с обучающимися, доводят информацию о
применяемых формах работы, видах и содержании самостоятельной работы до сведения обучающихся
и их родителей (законных представителей);
3.12.7 оценивают самостоятельную работу обучающихся через обратную связь в электронном виде, а
также по предъявлению результатов проделанной работы (проекта, исследования и т.п.) по окончании
дистанционного обучения;
3.12.8 осуществляют текущий контроль освоения обучающимися образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, и проводят промежуточную аттестацию обучающихся в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном локальным нормативным актом.
Результаты текущего контроля успеваемости и (или) промежуточной аттестации фиксируют в классном
журнале;
3.12.9 заполняют электронные классные журналы в соответствии с рабочими программами.
3.13. Обучающиеся:
3.13.1 осуществляют получение заданий и другой информации через информационную систему
«Дневник.ру», социальные сети, сайт Школы, другие виды электронной связи по договоренности с
классным руководителем и/или учителем;
3.13.2 самостоятельно выполняют задания, изучают указанные учителем темы с целью прохождения
программного материала, в том числе с применением ЭО и ДОТ, используя цифровые образовательные
платформы, указанные учителем;
3.1 3.3 предоставляют самостоятельно выполненные задания в соответствии с требованиями учителя
в электронном виде в сроки, установленные учителем, за исключением случаев, указанных в п. 3.8.
Положения;
3.13.4 проверяют комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ, при
необходимости — выполняют работу над ошибками.
3-14. Родители (законные представители):
3.14.1 оосуществляют контроль за соблюдением их ребенком комплекса
противоэпидемиологических требований в период действия карантинного режима (при
необходимости), выполнением их детьми домашних заданий, учебно-методических рекомендаций
учителей — предметников;
3.14.2 при отсутствии возможности выхода в сеть Интернет взаимодействуют с классным
руководителем для получения заданий для своего ребенка.
4. Права участников образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ
4.1 Школа имеет право:
4.1.1 организовать образовательную деятельность с использованием ЭО и ДОТ для группы (класса)
обучающихся или для всех обучающихся в случаях, если образовательную деятельность невозможно
осуществлять в Школе по причине аварийной ситуации, в условиях введения комплекса
ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий (карантина), карантина в связи с
высокой заболеваемостью обучающихся, при невозможности посещения занятий по причине погодных
явлений и др.
4.2 Педагогические работники имеют право:
4.2.1 на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов
обучения и воспитания;
4.2.2 на выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии
с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
4.2.3 на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения
и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля);
4.2.4 на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4.3 Родители (законные представители) имеют право:
4.3.1 знакомиться с учебно-программной документацией и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности с использованием
Э О иД О Т;
4.3.2 знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
4.3.3 защищать права и законные интересы обучающихся: обращаться для разрешения конфликтных
ситуаций к администрации Школы; вносить предложения по составлению расписания занятий, по
составлению индивидуального учебного плана с учетом способностей и интересов ребенка, выполнять
требования Школы; поддерживать интерес ребенка к образованию и Школе; ставить учителя в
известность о рекомендациях врача, особенностях режима.
4.4 Обучающиеся имеют право:
4.4.1 на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными
нормативными актами Школы;
4.4.2 на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического
насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
4.4.3 на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах,
олимпиадах, выставках, смотрах.
5. Обязанности участников образовательных отношений с использованием ЭО и ДОТ
5.1 Школа обязана:
5.1.1 осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании;
5.1.2 создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся;
5.1.3 обеспечить уровень подготовки педагогических работников, соответствующий применяемым
технологиям.
5.2 Педагогические работники обязаны:
5.2.1 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
соответствии с утвержденными рабочими программами;
5.2.2 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям педагогической
этики;
5.2.3 уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
5.2.4 применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования
формы, методы обучения и воспитания;
5.2.5 учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
5.3. Родители (законные представители) обязаны обеспечить получение их детьми общего
образования.
5.4. Обучающиеся обязаны:
5.4.1 выполнять требования Устава Школы и локальных нормативных актов по вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности;
5.4.2 добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный
план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные
педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
5.4.3 уважать честь и достоинство других участников образовательных отношений.
6. Техническое обеспечение использования ЭО и ДОТ
6.1. Образовательные отношения с использованием ЭО и ДОТ обеспечивается следующими технически
ми средствами:
6.1.1 при нахождении педагогов на рабочих местах:
рабочее место учителя в каждом учебном кабинете, мобильный компьютерный класс (при
необходимости);
программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной
информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для
организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам
6.1.2, при работе педагогов в удаленном режиме;
персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
стабильный канал подключения к Интернет;
программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и
рабочими и материалами.
6.2, Техническое обеспечение обучающегося при обучении с использованием ЭО и ДО I, в период
длительной болезни или при обучении на дому. Учащиеся дома должны иметь:
персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука
и видео;
стабильный канал подключения к Интернет;
программное обеспечение для доступа к удаленным серверам
с учебной информацией и рабочими материалами.
6.3, Техническое обеспечение обучающегося с использованием ЭО и ДОТ в условиях введения
комплекса ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий (карантина), при
невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. Учащиеся дома должны иметь:
персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука
и видео со стабильным каналом подключения к Интернет либо любое мобильное устройство, имеющее
выход в Интернет;
программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной
информацией и рабочими материалами.
7. Заключительные положения
7.1 Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения приказом директора школы.
7.2. Положение утверждается приказом директора Школы.
7.3 При необходимости в Положение могут быть внесены изменения и дополнения.
7.4 Данное Положение действует до принятия нового Положения.
Приложение 1
(к приказу №47 от 18.03.2020 г.)
Директору МБОУ «Аргуновская ОШ № 11»
(Ф.И.О. родителя, зак.представителя)
(контактный телефон, адрес электронной почты)
ЗАЯВЛЕНИЕ.
В связи с карантинными мероприятиями, связанными с распространением вирусной инфекции соуМ19, прошу перевести моего сына (дочь)____________________________
(Ф.И.О. ребёнка)
обучающегося (уюся)_______ класса, на обучение с использованием дистанционных образовательных
технологий в период с 19.03.2020 года до окончания карантинных мероприятий. Гарантирую создание
условий для обучения ребёнка в дистанционной форме и выполнение им заданий, выданных учителем.
Ответственность за жизнь и здоровье своего ребёнка беру на себя. Обязуюсь минимизировать
контакты моего ребёнка с окружающими и не допускать его нахождения в местах массового скопления
людей.
Положение о дистанционном обучении (1)