Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Консультация для родителей

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

А между тем ещё до его рождения, находясь в утробе матери, ребёнок слышит мамин голос, чувствует интонации и получает информацию об особенностях родного, материнского голоса.

Речь малыша развивается по подражанию.  Поэтому обращённая к нему речь взрослого должна быть чёткой, чистой, неторопливой, грамматически правильно оформленной. Не следует искажать слова, имитируя детскую речь.

Среди родителей бытует глубоко ошибочное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Но это не так. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребёнка многие слова долетают искажённо.

Так же нужно следить за правильностью постановки ударения. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.

Ведь не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья: нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития, и, прежде всего, для состояния речи.

Речь ребенка формируется только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком.  В беседе с родным человеком у ребёнка не только происходит формирование речевых процессов, но и устанавливается эмоциональный контакт.

 

      Факторы успешного речевого развития ребёнка

Что полезно для речевого развития?

  • — Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
  • — Создавать условия для общения с другими детьми;
  • — Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;
  • — Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком, тактично его поправляя.
  • — Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;
  • — Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;
  • — Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.
  • — Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
  • — Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
  • — Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев. С последующей беседой об увиденном.

Чего делать нельзя?

  • — Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;
  • — При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;
  • — Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;
  • — Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

Для речевого развития ребёнка полезны некоторые творческие задания, выполнение которых не требует никакого оборудования,  знания методик, это просто речевая игра.

Предлагаем несколько таких игр.

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Добавляйте как можно больше деталей события, до тех пор, пока уже сказать будет нечего. Это тренирует и память  ребёнка.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Да мало ли что можно придумать!

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.  Попросите и ребёнка рассказать вам что – то, например, что он делал в гостях у бабушки, или с кем и во что играл в детском саду. Помогайте ему наводящими вопросами, покажите вашу заинтересованность его рассказом.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать.

Например: «Какая у тебя любимая еда? Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Воспитатель   Ламова Ольга Григорьевна