- Автор
Методическая разработка урока по музыке и ИЗО в 5 классе
Составили
Учителя МБОУ «Аргуновская ОШ № 11» Щекина Александра Николаевна и Красильникова Ольга Геннадьевна.
Цель
Создать условия для развития у учащихся эстетического восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки и изобразительного искусства через их взаимосвязь и взаимопроникновение в процессе исполнения и слушания.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить учащихся с шедеврами музыкального и изобразительного искусства с точки зрения значимости их в общечеловеческой культуре.
- Дать понятие «пейзаж», «музыкальный пейзаж» в контексте сохранения преемственности и единообразия тематики.
- Дать краткую характеристику творчества композиторов и фрагментарно историю создания произведений, приведённых для слушания на уроке.
Развивающие:
- Обогатить интонационный и слуховой опыт учащихся через различные виды творческой деятельности.
- Формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать.
- Использовать накопленные знания и умения в работе с новым материалом и информацией.
- Развивать творческое воображение, творческую активность.
- Устанавливать ассоциативные связи в процессе анализа (фрагментов) произведений различных видов искусств.
- Совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
- Расширять кругозор учащихся через знакомство с лучшими образцами музыкального и изобразительного искусства.
- Воспитывать эстетические чувства и духовно-нравственное начало через приобщение к сокровищам мировой художественной и музыкальной классики.
- Способствовать более полной реализации творческого потенциала учащихся через создание эмоционально-положительной атмосферы на уроке.
Тип урока: комбинированный
Ключевые компетенции в ходе урока:
- Учебно-познавательные.
- Коммуникативные.
- Информационные.
УУД, которые формируются в ходе урока:
Регулятивные:
- целеполагание,
- планирование.
Познавательные:
- уметь слушать и анализировать музыкальные произведения,
- определять жанровую принадлежность,
- сравнивать и сопоставлять разные виды искусств – живопись и музыку.
Коммуникативные:
- уметь ориентироваться в системе знаний,
- развивать умение размышлять о музыке, выражать свои мысли наиболее полно и точно,
- делать логические выводы и сотрудничать на основе осознания цели урока.
Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость,
- личное заинтересованное отношение в процессе слушания, исполнения и анализа произведений.
Методы:
- Словесные ,практические, наглядные.
- Методы сравнения, размышления, контрастных сопоставлений, обобщения.
- Метод межпредметных связей: музыка – изобразительное искусство.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование:
- Компьютер.
- Музыкальный центр.
Материал
- Флешка.
- Слайдовая презентация в программе PowerPoint: Методическая разработка урока по музыке и ИЗО в 5 классе.
План урока
- Введение в тему взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков.
- Понятие «пейзаж». Образы осенней природы в произведениях художников.
- Образы природы в произведениях классиков-музыкантов
Чайковский. Биография. - Прослушивание произведения «Времена года», «Осень».
- Разговор о музыке.
- Рисуем осень. (Звучит музыка Вивальди).
- Музыкальная пауза. «Дети любят рисовать».
- Образы зимней природы в произведениях художников.
- Чайковский «Времена года». «Зима».
- Рисуем зиму. (Звучит музыка Вивальди).
- Обобщение.
Ход урока
1. Учитель ИЗО:
Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о звучащей музыке природы, о музыке, которая вызывает в нас определённые настроения и тончайшие переживания, рисует в нашем воображении яркие образы и живописные картины; мы будем слушать и анализировать её, исполнять и сравнивать с картинами выдающихся художников.
2. Учитель ИЗО:
Осень, осень: «Что в ней хорошего?» — спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
Поговорим о мастерах искусства, музыку, всмотримся в картины о природе
Учитель ИЗО: Чем привлекает осень?
Дети: красотой
Осень в изобразительном искусстве.
Учитель ИЗО: Какая связь между музыкантами и художниками?
Дети: и осень вдохновляет на творчество
Учитель ИЗО: Назовите жанр ИЗО, в котором основной предмет изображения – природа.
Дети: пейзаж
Учитель ИЗО: Назовите главные элементы пейзажа.
Дети: небо, вода, земля, деревья
Учитель ИЗО: Посмотрите на репродукции с картин художника Иссаака Ильича Левитана.
-Какие же основные цвета в пейзажах?
-Каким чувством наполнены картины?
-Какое настроение передаёт нам автор?
-Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.
На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невывсокими берегами пересекают картину вертикально. Береза — живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их на картинах. Трава начала желтеть.
Из какой области искусства пришло к нам слово «пейзаж»?
— Из живописи.
Верно. В переводе с французского оно обозначает «изображение», основным предметом которого является природа
3. Осень в музыке
Учитель музыки: Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.
— Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах “Времена года”
Учитель музыки: Звучит музыка природы в творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского. (Слайд №)
Он вспоминал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки».
Хотя будущий прославленный композитор и родился в семье начальника завода в г. Воткинске на Урале и был дворянином по происхождению, но этим не кичился, а считал, что что-то значит в этом мире только собственный труд и доброе отношение ко всему окружающему и к людям.
Композитор видел жизнь простых людей, слышал народные песни и постигал через них мудрость и величие души русского народа. (Слайд №)
Дом Чайковских находился на главной улице города и из его окон открывался вид на живописное озеро. Любимый с детства пейзаж он запомнит на всю жизнь. И образы родной природы всегда будут вдохновлять композитора. (Слайд №)
Музыка природы зазвучит в его балетах и операх, романсах и симфониях.
(Слайд №)
Так в 1876 году «Времена года» увидели свет. Каждая из двенадцати пьес представляла собой образ одного из месяцев года. Причём этот образ чаще всего был передан через пейзаж. (Слайд №)
Учитель музыки: Мы сейчас послушаем из этого цикла пьесу «Октябрь» — осенняя песнь.
5. Слушание. Чайковский Осень.
Учитель музыки: Какое настроение вызывает данная музыка.
Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.
Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.
Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.
Учитель музыки: Какую песню об осени вы знаете?
Учитель музыки: Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Учитель музыки: Какой образ природы возник в вашем воображении? Что увидел и почувствовал композитор, рисуя музыкальными красками этот пейзаж? Какое настроение вызывает эта музыка? А может она пробудила в вас какие-то фантазии? Поделитесь.
— Эта музыка очень выразительная и грустная.
— Слышно, как начинается дождь. Подул ветер и погнал опавшие листья, а потом закружил их и поднял над землёй.
— В средней части – как- будто выглянуло солнце. Музыка зазвучала в мажоре, но это всего лишь воспоминание о тёплых днях, может об ушедшем счастье.
— В середине мелодия звучит взволнованно в высоком регистре. Музыкальные фразы повторяются и пытаются как бы из последних сил «вернуться» в прекрасное прошлое, но его не вернуть.
— Музыка осенней песни печальная и возвращает нас к реальности, повторяясь, как в начале.
— Мелодия третьей части по фразам звучит как вздох. Та же картина: подгоняемые ветром опавшие листья растерянно мечутся, не находя себе приюта. Ветер затихает. Повторяющийся короткий мотив звучит в басу, он «безутешен» и к конце – просто замирает в «безысходности».
Какой образ природы нарисовал композитор в этой песне? Что изображает мелодия вступления?
— Это весёлый дождик бежит по дорожке.
— Это набежал лёгкий ветерок
6. Учитель ИЗО: Ребята, получается, что мы можем «увидеть» музыку. Нарисуйте, пожалуйста, к «услышанную» картину осени. что музыканты тоже художники, но они рисуют «красками»
Такое же название, как и у П. И. Чайковского, носит произведение итальянского композитора 18-го века Антонио Вивальди.
Четыре своих концерта для скрипки и струнного оркестра он называет: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В каждом из них по три номера – по количеству месяцев в сезоне. Мы послушаем один из номеров концерт.
Учащиеся рисуют осень и слушают Вивальди
-Взволнованный характер мелодии перекликается с тревожным сюжетом картины.
— Музыка очень изобразительна. Слышны гром и порывы ветра, начинается ливень.
— Бьётся в испуге какая-то маленькая птичка. Она кричит. Её изображает скрипка, звучит жалобно в высоком регистре.
— Всё вокруг потемнело. Ветер с дождём треплет кусты и ломает ветви деревьев.
— Но на картине мы видим приближение этой грозы. А в музыке мы слышим и «видим» всё, что происходит в момент разыгравшейся стихии.
— Если сопоставить эти два произведения, то картина как — будто оживает, наполняется звуками природы.
7. Музыкальная пауза «Дети любят рисовать»
(Звучит народная песня “Зимушка”)
Зимушка-зимушка, ты пришла,
Снегом все покрыла, замела,
Будем бабу лепить,
Будем лыжи мастерить.
Будем санки точить,
Потом с горки катить.
Ох, зимушка-зима, зима снежная была.
8. Учитель ИЗО: Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе.
Вернемся к картинам. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников. Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине.
9. Чайковский «Времена года»
«Зима». Зима, ребята, была представлена как художниками, так и композиторами разных времен и народов. Словно очаровательная мелодия рисунки на стеклах окон, морозные узоры превращают их в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи! Волшебница-зима украсила каждую травинку, нечаянно выглянувшую из сугроба. Заходящее зимнее солнце осветило ветки березы с рыжими сережками. Заснеженные веточки, украшенные ритмом изящных сережек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку из зимней сказки. Иней на деревьях, сверкающее серебро белого снега – все это находило свое отражение в замечательных произведениях композиторов. Вслушайтесь в эту мелодию, посмотрите на эти картины, окуните кисточку в краски. Пусть каждый из вас создаст сейчас свое чудо.
10. Рисуем зиму. (Звучит музыка Вивальди)
Учитель ИЗО: Ребята, увидев репродукции картин великих художников, и слушая музыку, попробуйте передать свое настроение и свое впечатление на бумаге.
Учитель музыки: В подтверждение ваших слов приведу высказывание современника Антонио Вивальди Дж. Хокинса: «Характерной чертой музыки А. Вивальди является его необузданная, захватывающая природа!»
11. Подведём итоги. Заключительная часть.
Учитель ИЗО: Ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, что мы сможем сейчас показать друг другу свои творения. Пройдите к выставочной доске и прикрепите свои рисунки. Молодцы, все справились с заданием.
Полученными впечатлениями вы можете поделиться со своими друзьями, близкими и родными. Расскажите, какие картины писали художники о русской зиме, а какую музыку сочиняли композиторы. (Учащиеся рассматривают рисунки друг друга).
Учитель музыки: Друзья, на этой оптимистической ноте мы завершаем урок. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, передадим друг другу через легкое пожатие теплоту, настроение, улыбнемся и скажем «Мы – МОЛОДЦЫ!»
Музыка не только подражает звукам природы, но она смогла вызвать у нас различные зрительные ассоциации. В ней природа заиграла яркими красками, бликами, стала зримой. Возникшие образы зазвучали в пространстве.
Помогли нам всё это увидеть и услышать шедевры художников – живописцев, неисчерпаемая народная музыка и музыка великих композиторов – классиков. Ведь образы природы в искусстве также одухотворены. Они печальны или радостны, трагичны или величавы. Они таковы, какими их увидел человек!
Об этом мы сегодня и говорили на нашем уроке. Большое всем спасибо за активную и плодотворную работу. До свидания! Урок окончен!
Дети под музыку уходят из класса
Составление кроссворда. Ключевое слово «природа» по вертикали

- Жанр народного творчества, в котором наиболее ярко раскрывается образ природы. (Песня)
- Художественное произведение, запечатлённый образ. (Картина)
- Художник, создающий произведения посредством звуков. (Композитор)
- Явление природы. (Гроза)
- Содержательная и узнаваемая характеристика какого-либо явления, события в произведении. (Образ)
- В искусстве – создатель различных произведений. (Художник)
- Какой вид деятельности человеческого бытия может объединить все виды искусства? (Музыка)
