Классный час «Мы – патриоты России»

Составил

Учитель МБОУ «Аргуновская ОШ № 11» Красильникова Ольга Геннадьевна.

Цели:

  • показать значение Родины в жизни каждого человека;
  • раскрыть значение слова «патриот»;
  • формировать нравственные качества учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к своей Родине;
  • развитие умения учащихся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Ход классного часа

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Поляковой «Родина моя».

— Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.

Учитель:
— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.

На доске написано начало предложения: «Для меня Родина – это…» Каждый ученик выходит к доске и записывает свое определение.

Учитель:
Так что же такое Родина? Заглянем в этимологический словарь. Откуда произошло это слово? Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения.

— Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА.

На доске висит плакат, на котором написано слово РОДИНА. В результате коллективной работы появляется следующая запись:

Классный час патриотического воспитания

Звучит песня о Родине в исполнении Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие».

Учитель:
Ребята, как вы понимаете слова «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой» с Россией? Почему в песнях легче всего выразить любовь к Родине? За что люди любят свою Родину?

Конкурс пословиц

Дети делятся на 4 группы.  На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы и объяснить их смысл.

  1. На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне родина милей вдвойне).
  2. Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).
  3. Своя, и, в , земля, мила, горсти (Своя земля и в горсти мила).
  4. Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).

Дети объясняют смысл пословиц.

Учитель:
Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился.  Он любит то место, с которым связано его детство.  Да и как можно не любить родные края, если они…просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Учитель:
Характеризуя свою лирику, Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

— Ребята, а как вы можете объяснить это словосочетание – чувство родины?

— Попытайтесь охарактеризовать человека, который обладает чувством родины.

— Давайте с вами отгадаем кроссворд и узнаем, как называется человек, который обладает чувством родины.

На доске плакат:

Мы – патриоты России

Великий русский поэт.
Родина -… — умей за нее постоять.
Русский император, «прорубивший окно»
Дерево – символ России.
Главная песня страны.
Столица нашей Родины.
Чувство глубокой тоски по родине.

Учитель:
Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий патриот».  Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история полна такими примерами. Знаете ли вы таких людей? (Дети приводят примеры).

— Что же такое патриотизм? Вот как объясняет значение этого слова В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка»: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

— Сейчас можно сказать проще: «Патриот – это человек, который любит свою Родину и заботится о ее процветании».

— Кто же такой патриот?

Проблемные задания

Учащиеся  получают задания, обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение.

1 группа:
Если страна находится в трудном положении, то лучше всего дождаться ее выхода из этого положения и тогда заявлять о своем патриотизме.

2 группа:
Для повышения авторитета страны не очень важно, что человек делает. Ведь никто не будет уважать страну, если ее граждане молчат о своей любви к Родине.

3 группа:
Неужели человек должен гордиться своей страной и любить ее, если он родился в захолустье?

4 группа:
Настоящий патриот не позволит гражданам других стран пользоваться богатствами России: даже если они работают, обучаются в университетах, отдыхают на курортах. Пусть они все делают у себя дома.

Дети обсуждают проблемные задания и высказывают свою точку зрения.

Учитель:
— Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России?

— Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.

  • знает и любит культуру многонациональной России;
  • помогает престарелым и инвалидам;
  • постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
  • охраняет природу;
  • негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
  • старается соблюдать законы;
  • дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
  • применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
  • толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
  • избегает службы в армии;
  • знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).

Учитель:
— Охарактеризуйте человека, совершающего действия, которые вы не включили в свой перечень. Дополните получившуюся характеристику.

Вывод

Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина — в душе.

Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Берёзы».

Учитель:
— Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч.

Список литературы:

  1. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007.
  2. Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009.
  3. Соколов Я. В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009.
  4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.