- Автор
Классный час «Мы – патриоты России»
Составил
Учитель МБОУ «Аргуновская ОШ № 11» Красильникова Ольга Геннадьевна.
Цели:
- показать значение Родины в жизни каждого человека;
- раскрыть значение слова «патриот»;
- формировать нравственные качества учащихся.
Задачи:
- воспитание любви к своей Родине;
- развитие умения учащихся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.
Ход классного часа
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Поляковой «Родина моя».
— Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Учитель:
— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.
На доске написано начало предложения: «Для меня Родина – это…» Каждый ученик выходит к доске и записывает свое определение.
Учитель:
Так что же такое Родина? Заглянем в этимологический словарь. Откуда произошло это слово? Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения.
— Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА.
На доске висит плакат, на котором написано слово РОДИНА. В результате коллективной работы появляется следующая запись:
Звучит песня о Родине в исполнении Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие».
Учитель:
Ребята, как вы понимаете слова «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой» с Россией? Почему в песнях легче всего выразить любовь к Родине? За что люди любят свою Родину?
Конкурс пословиц
Дети делятся на 4 группы. На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы и объяснить их смысл.
- На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне родина милей вдвойне).
- Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).
- Своя, и, в , земля, мила, горсти (Своя земля и в горсти мила).
- Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).
Дети объясняют смысл пословиц.
Учитель:
Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. Да и как можно не любить родные края, если они…просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Учитель:
Характеризуя свою лирику, Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
— Ребята, а как вы можете объяснить это словосочетание – чувство родины?
— Попытайтесь охарактеризовать человека, который обладает чувством родины.
— Давайте с вами отгадаем кроссворд и узнаем, как называется человек, который обладает чувством родины.
На доске плакат:
Великий русский поэт.
Родина -… — умей за нее постоять.
Русский император, «прорубивший окно»
Дерево – символ России.
Главная песня страны.
Столица нашей Родины.
Чувство глубокой тоски по родине.
Учитель:
Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий патриот». Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история полна такими примерами. Знаете ли вы таких людей? (Дети приводят примеры).
— Что же такое патриотизм? Вот как объясняет значение этого слова В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка»: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
— Сейчас можно сказать проще: «Патриот – это человек, который любит свою Родину и заботится о ее процветании».
— Кто же такой патриот?
Проблемные задания
Учащиеся получают задания, обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение.
1 группа:
Если страна находится в трудном положении, то лучше всего дождаться ее выхода из этого положения и тогда заявлять о своем патриотизме.
2 группа:
Для повышения авторитета страны не очень важно, что человек делает. Ведь никто не будет уважать страну, если ее граждане молчат о своей любви к Родине.
3 группа:
Неужели человек должен гордиться своей страной и любить ее, если он родился в захолустье?
4 группа:
Настоящий патриот не позволит гражданам других стран пользоваться богатствами России: даже если они работают, обучаются в университетах, отдыхают на курортах. Пусть они все делают у себя дома.
Дети обсуждают проблемные задания и высказывают свою точку зрения.
Учитель:
— Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России?
— Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.
- знает и любит культуру многонациональной России;
- помогает престарелым и инвалидам;
- постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
- охраняет природу;
- негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
- старается соблюдать законы;
- дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
- применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
- толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
- избегает службы в армии;
- знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).
Учитель:
— Охарактеризуйте человека, совершающего действия, которые вы не включили в свой перечень. Дополните получившуюся характеристику.
Вывод
Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина — в душе.
Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Берёзы».
Учитель:
— Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч.
Список литературы:
- Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009.
- Соколов Я. В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.