Домашний игровой уголок дошкольника

Домашний игровой уголок дошкольника.

 

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка? Многие родители, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами.    Возраст от одного до трёх лет психологи обозначают как «ранний», от трёх до шести – семи лет как «дошкольный».

Ребёнок первой половины раннего возраста (от года до двух лет) существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он всё время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Ребёнок – везде. Весь дом – развивающая среда, она широка и неконцентрирована, хотя у него уже есть специальные развивающие предметы – игрушки. Но обычно они перемещаются вместе с ребёнком туда, где находится взрослый. Задача взрослых – балансировать на грани запрещения – разрешения (позволить ребёнку исследовать ближайшее пространство, но избежать при этом опасных последствий для него самого, других людей и вещей).

На подступах к школьному возрасту (когда ребёнку исполняется два года) возникает необходимость в ослаблении тесной связки с близким взрослым, в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях.

Иначе говоря, приходит время, когда вездесущего ребёнка надо «собрать». Развивающая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребёнку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит – пора организовать игровой уголок.

Игровой уголок – это личное пространство ребёнка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребёнку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего, для игрового уголка понадобиться детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонный, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50 * 70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. нужны два детских стула (один для ребёнка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребёнку).

Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух – трёх полок, по высоте доступных руке ребёнка), несколько больших пластиковых или картонных ёмкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребёнок сможет расставить игрушечную мебель. Возвести постройку из кубиков, оставить всё это на какое – то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70*70 см).

Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребёнок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребёнка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом уголке ребёнок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

Наличие игрового уголка – противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребёнка в зависимости от своей воли и настроения.

Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребёнка. Первая – отрицание необходимости такого по принципу:

«Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде бы это хорошо, но в какие – то моменты жизни присутствие ребёнка «везде» становиться неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребёнок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навёл порядок и т.п.

Другая ошибка: вплоть до 3 – 4 лет родители оставляют детский стол – трансформер, предназначенный для кормления ребёнка раннего возраста (стол с бортиками и прикреплённым к нему стулом). Подросший ребёнок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической).  Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная громоздкая вещь. От такого столика следует избавиться по достижении ребёнком двух лет.

И, наконец, ещё одна ошибка: уже в 3 – 4 года ребёнку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что – то ещё, ведь к школе всё равно понадобиться». Следуя такой логике «навырос», родители не отдают себе отчёта, что из – за неприсбособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складывают игрушки. Письменный стол, как и школьный ранец — это знак перехода ребёнка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться (или быть отдан ребёнку) именно в момент поступления в школу (по этой же причине следует отказаться и от стола – парты).

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?

«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться      ребёнок в возрасте от двух до шести – семи лет, один или с близким взрослым, или с другом – сверстником.

Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребёнка.

«Играть, создавать, исследовать» — вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов – картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

На первый взгляд, можно ужаснуться – сколько же материалов потребуется, чтобы «обслужить» все эти деятельности! Разве может один – полтора квадратных метра личного пространства ребёнка вместить всё необходимое?

На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж и много. Для всех этих видов деятельности, развивающих дошкольника, в истории человеческого общества изобретались и отбирались наиболее подходящие материалы. В результате такого культурного отбора определились некоторые стержневые материалы, которые обеспечивают сразу несколько видов деятельности на протяжении всего возрастного диапазона.

Подойдём к вопросу практически. Ребёнку исполнилось два года, и надо правильно наполнить игровой уголок. Начнём со стержневых материалов – необходимого минимума, который составит его основу.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте – плюшевый медвежонок). Такие игрушки – персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребёнка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребёнку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны всё время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) – это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

На стеллаже отведём место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций даёт мощный импульс развитию ребёнка).

Этот стержень, как бы «косяк» игрового уголка, скомпонованный в два года, послужит ребёнку в течение всего дошкольного возраста.

А что делать с теми игрушками, которые накопились к двум годам? Провести ревизию и рассортировать. Игрушки, которые ребёнок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые ещё привлекают ребёнка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке (до трёх – четырёх лет пригодятся пирамидки, доски – вкладыши и миски – вкладыши, стержни для нанизывания разноцветных шаров и т.п.).

Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребёнка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребёнка, необходимо в 4 – 5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких  человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребёнку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего» (сооружения из него пригодятся ребёнку и «для игрового мира»).

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребёнок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребёнка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счёта: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры, например «шашки».

Однако в реальной жизни «начинка» игрового уголка определяется не только родителями. Кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накапливается очень много случайных.

Как обычно появляются у ребёнка новые игрушки? Чем руководствуется при их покупке взрослый?

У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своём дошкольном детстве, об играх со сверстниками, родителями, бабушками и дедушками. Но чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные любимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось бы иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребёнок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы «для себя», а не для ребёнка, и выбор не всегда оказывается удачным.

Также выбор игрушки может быть определён прихотью ребёнка, которому понравилось, что – то в витрине магазина. Очень часто гости приносят в подарок игрушку, совершенно не подходящую возрасту ребёнка или не имеющую никакой развивающей ценности.

В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два – три десятка мягких игрушек – животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребёнок уже и счёт им потерял, почти не притрагивается к ним.

Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слишком много ненужного. Как противостоять этому, избежать соблазнов?

Прежде всего, не приучать ребёнка глазеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно – за заранее обсуждённой и выбранной, «вымечтанной» игрушкой.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек (игровой уголок, похожий на магазин) плохо сказывается на развитии ребёнка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набить его как мешок даже очень полезными игрушками.

Оборудуя игровой уголок, нужно стараться с самого начала смотреть в перспективу: при покупке игрушек для маленького ребёнка ориентироваться на то, что часть из них будет «долгосрочной» (составит «костяк», о котором шла речь выше), перейдёт и в следующий возраст. Таким образом, надо следовать принципу «наращивания» костяка и частичной замены случайных или дублирующих друг друга игрушек.

Как же быть, когда накапливается слишком много не нужного? Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что -то отнести в детский сад, раздарить, отвести на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не создавали мешающей сосредоточиться калейдоскоп.

Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, выстраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

Если у ребёнка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребёнка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребёнка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

«Универсальные» материалы, наполняющие игровой уголок, очень важны для развития дошкольника. Но первоначально одухотворяет эти вещи, расшифровывает их культурный смысл, их возможности всё же взрослый, эмоционально включающийся во взаимодействие с ребёнком. Поэтому время от времени игровой уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребёнка (особенно при появлении новых игрушек и развивающих материалов).

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной (в плане краски, материала и т.п.), развлекать ребёнка, поскольку игра – это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображениями их полезности для развития ребёнка.

Подбирать игрушки для ребёнка следует, исходя из следующих принципов:

  • Игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т.е. должны соотноситься со спецификой деятельности;
  • Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребёнка двух лет – не то же самое, что игра ребёнка шести лет);
  • Игрушки должны соотноситься с полом ребёнка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырёх лет, может привести к искажённому личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребёнка).