Современные технологии в реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки

Составил

Учитель МБОУ «Аргуновская ОШ № 11» Щекина Александра Николаевна.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Из всего многообразия инновационных направлений мы будем говорить о образовательных технологиях. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология

Построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Выделяют несколько приоритетных образовательных технологий:

  • традиционная,
  • игровая,
  • тестовая,
  • модульно-блочная,
  • интегральная,
  • проектная,
  • технология системно-деятельностного подхода,
  • ИКТ — технология.

Подробнее я хотела бы остановиться на технологии системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход

Методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Они дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Цель

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки.

Задачи:

  1. Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
  2. Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Реализация технологии системно — деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков (уроки «открытия» нового знания, уроки отработки умений и рефлексии, уроки – исследования (урок – творчества).

Этапы построения урока:

  • мотивация к учебной деятельности;
  • актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;
  • выявление места и причины затруднения;
  • построение проекта выхода из затруднения;
  • реализация построенного проекта;
  • первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия;
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия учебной деятельности на уроке.

Критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.
  4. Учитель владеет технологией диалога.
  5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать творчески.
  6. Самоконтроль и самооценка.
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии, чтобы урок был очередным шагом вперед.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно — деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

  • помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
  • развиваю творческие способности;
  • предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • осуществляю личностно-ориентированную направленность;
  • помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
  • побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу — решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки – выставки.

Для развития креативности школьников разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Современные технологии в реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки
«Я — поэт»

Первый блок заданий — «Музыкальная разминка» — направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:

  1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.
  2. «Создай свой сюжет» — придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.

Второй блок заданий — «Путешествие в мир звуков» — способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

  1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые). На уроке в 1 классе на тему «Музыка осени» дети рисовали под музыку Чайковского «Осенняя песнь». Я очень часто использую этот вид задания.
  2. «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. На уроке в 3 классе по теме «Маршевость в инструментальной музыке» дети рисовали под музыку Грига «В пещере горного короля».
  3. «Я — поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.
  4. «Я – композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.
Современные технологии в реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки
«Нарисуй музыку»

При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Третий блок заданий — «Творческий марафон» — развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

  1. «В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий. На уроке в 5 классе тема «Стань, музыкой слово!» на прослушанное произведение Моцарта симфония № 40 дети сочинили сказку.
  2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
  3. «Я — артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
  4. Творческое задание для 7 класса написать сочинение по прослушанному произведению с использованием средств музыкальной выразительности. Тема урока была «Вариационная форма», разговор на уроке шел о блокаде Ленинграда, о выживании людей и после дети прослушали 7 симфония Д. Шостаковича и им было дано это задание. Хочется сказать, что дети очень прониклись этой темой.

Вывод

Реализация системно — деятельностного подхода в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок.
— Щекина Александра Николаевна, учитель музыки Аргуновской школы № 11

Использованные источники:

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
  4. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/